Профессионализм и честность – в интересах государства

8 декабря Федеральное казначейство и его территориальные органы по всей стране будут отмечать 20-летие с момента своего создания

И все же, зная историю казначейства, наверное, правильнее говорить именно о возрождении этого важного органа, который стоит на страже государственных финансов, обеспечивая их рациональное использование.

8 декабря Федеральное казначейство и его территориальные органы по всей стране будут отмечать 20-летие с момента своего создания

Накануне знаменательного события мы встретились с руководителем Управления Федерального казначейства Ивановской области, государственным советником Российской Федерации 3 класса Ольгой Масловой. Нашу беседу мы посвятили истории становления управления, задачам, которые в разные годы предстояло решать его специалистами, о настоящем и будущем УФК.

- Ольга Владимировна, с обывательской точки зрения, не совсем понятно, чем было вызвано решение о возрождении системы казначейства в России.

- Достаточно вспомнить 90-е годы прошлого века, отмеченные активными процессами передела собственности, приватизации имущества, зачастую бесконтрольными. Возникло большое количество коммерческих банков, где открывали счета многие бюджетные учреждения. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществлял Центральный банк России, но непосредственно действия по целевому расходованию средств бюджетных учреждений были только в ведении их руководителей.

Органа, который бы выполнял контрольные функции за текущими платежами, обеспечивавшего сохранность, использование выделенных из бюджета средств на предусматриваемые цели, не было.

- То есть о прозрачности расходования бюджетных средств, о том, как они расходовались, на какие цели, и речи не могло идти?

- Дело в том, что ЦБ делал отчет об использовании средств раз в пять дней, а пока отчет не получен, у федерального правительства не было информации о движении бюджетных средств. Так что на тот момент возникли реальные предпосылки к созданию казначейства - органа, который бы оперативно обеспечивал Правительство информацией о бюджетных средствах. Но была и еще одна, не менее важная цель. Говоря простым языком, она сводилась к тому, чтобы поставить заслон действиям недобросовестных руководителей, коммерческим банкам, работавшим нечестно. А самое главное – нужен был контроль за использованием государственных средств, чтобы они расходовались целевым образом.

Федеральное казначейство благодаря определенным полномочиям стало тем органом, который начал оперативно предоставлять Правительству РФ актуальную информацию о движении (расходах и доходах) бюджетных денег, а также выполнять предварительный и текущий контроль за использованием средств федерального бюджета.

- Расскажите, как проходило становление Управления Федерального казначейства по Ивановской области.

- Решение о создании на территории Ивановской области Управления Федерального казначейства было принято в 1993 году. Возглавила его Людмила Николаевна Голубева, которая до января 2011 года, пока не ушла на заслуженный отдых, была нашим бессменным руководителем. Окончательно управление и 22 наших территориальных отделения сформировались к маю 1994 года.

- Двадцать лет для такой серьезной структуры, как казначейство с его территориальными подразделениями, солидный временной отрезок. Наверняка менялись ваши функции и задачи, которые ставились и ставятся в интересах государства.

- Разумеется. Так, в 1994 году в первую очередь в управлении были созданы отделы доходов, расходов, бюджетного учета и отчетности. Ежедневно на счет управления собирались все доходы федерального бюджета, направлявшиеся на расходный счет. То есть на четыре дня сократилось время доступа Правительства РФ к информации о собранных доходах, что позволило принимать более оперативные решения по финансированию расходов. В то время счета бюджетополучателей еще были открыты банках, а с 1997 года лицевые счета клиентов были переведены в управление. Это серьезный шаг, поскольку федеральные средства стали поступать не на многочисленные банковские счета, а на счета управлений. Произошла концентрация – вместо нескольких тысяч счетов всего 89 счетов. И затем, в рамках этих лицевых счетов, мы начали осуществлять контроль за целевым использованием федеральных средств, причем в момент проведения платежей. Для бюджетных учреждений стало невозможным расходование средств по своему усмотрению.

- Как повлияло на деятельность казначейства принятие в 2000 году Бюджетного кодекса РФ?

- Этот шаг можно назвать новым импульсом развития казначейства. Бюджетный кодекс РФ является основополагающим документом, который определяет бюджетную политику страны. Он провозгласил казначейство исполнителем бюджетов всех уровней – не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Введение в действие Бюджетного кодекса закрепило основополагающие моменты, обязательные для бюджетов всех уровней. Стало невозможным превышение объема принимаемых бюджетополучателями денежных обязательств над выделяемыми им лимитами. В то время у многих бюджетополучателей была огромная несанкционированная кредиторская задолженность – они заключали договоры на суммы большие, чем выделявшийся им объем финансирования. А поскольку учредителем федеральных учреждений является государство, все долговые обязательства ложились на его плечи.

Затем было принято решение о том, чтобы на единый счет управления поступали не только доходы федерального бюджета, но и доходы субъектов РФ и местных бюджетов. Таким образом, все средства стали сосредотачиваться на одном счете. Затем деньги согласно законодательно установленным нормативам в ежедневном режиме стали распределяться по разным уровням бюджетов. Это способствовало обеспечению иммунитета и сохранности средств всех уровней бюджетов, находящихся на нашем счете в банке.

В 2002 году на наших счетах появился еще один источник – средства внебюджетных фондов, с 2005 года – средства бюджетных учреждений, находящихся во временном распоряжении.

- Есть такое выражение – «деньги должны работать», то есть приносить доход. На счетах же казначейства находятся, кроме прочих, и временно свободные средства…

- Да, это так. Вот почему Федеральным казначейством был внедрен механизм размещения временно свободных остатков денежных средств на депозитных счетах в коммерческих банках, среди которых отобрали только самые надежные. Это позволило по итогам прошлого года привлечь в казну дополнительно 19 млрд рублей. С 2012 года ФК внедрило биржевой механизм использования средств. Доходность от участия в таких операциях резко выросла. Благодаря новому механизму в этом году Федеральным казначейством уже дополнительно привлечено в казну еще 3 млрд рублей.

- Ольга Владимировна, что вы пожелаете в преддверии юбилея Федерального казначейства и управления по Ивановской области вашим сотрудникам, коллегам, ветеранам?

- Хочется пожелать того, чтобы энтузиазм, с которым специалисты нашего управления работают, оставался главной движущей силой в достижении результатов по всем сложным задачам, поставленными перед нами. Ведь серьезные успехи, которых удалось добиться, стали возможны именно благодаря огромным усилиям энтузиастов своего дела и их высокому профессиональному уровню. Министр финансов РФ А.Г. Силуанов на недавней коллегии назвал органы Федерального казначейства кровеносной системой финансовой системы страны. Вот это, наверное, и можно считать квинтэссенцией оценки нашей деятельности.

Ну и самое главное, уважаемые сотрудники, ветераны управления, здоровья вам, не теряйте оптимизма и не считайте казначейскую работу рутинной. Ведь вклад каждого из вас очень ценен в достижении результатов при выполнении поставленных перед системой задач. С праздником!

«Электронный бюджет» повысит эффективность бюджетной политики

Органы Федерального казначейства, в том числе и наше управление, вносят серьезный вклад в развитие и повышение эффективности бюджетной политики государства. И одной из главных задач в этом деле является работа по реализации проекта «Электронный бюджет».

- Утверждение Концепции создания и развития государственной интегрированной системы управления общественными финансами является одной из основных задач бюджетной политики страны, - рассказывает заместитель руководителя УФК по Ивановской области Елена Артуровна Антонова. - «Электронный бюджет» обеспечит открытость, прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Ведь система подразумевает единое информационное пространство на основе применения современных информационных технологий.

В «Электронном бюджете» несколько централизованных подсистем. Направления функциональной деятельности Управления можно увязать с этапами создания этой системы.

В целях создания подсистемы ведения реестров Управление осуществляет формирование и обеспечивает актуальное состояние перечней, классификаторов, нормативно-справочной информации, содержащих информацию об участниках и неучастниках бюджетного процесса федерального, регионального и местных бюджетов, сведения о заказчиках государственных и муниципальных услуг и заключенных ими контрактах.

Полномочия органов Федерального казначейства по администрированию доходов бюджетов всех уровней, распределению поступлений между ними, осуществлению обмена информацией о начисленных, уплаченных и зачисленных платежах между администраторами доходов, кредитными организациями и плательщиками наполнят информацией подсистему управления доходами.

Одними из основных задач казначейства являются осуществление бюджетных платежей и обеспечение их унификации с банковскими расчетными технологиями, управление ликвидностью в целях получения дополнительных доходов бюджета за счет размещения временно свободных остатков средств на депозитных счетах. Это элементы подсистемы управления денежными средствами.

Важное значение имеет работа по сокращению наличного денежного обращения с использованием современных платежных инструментов. И здесь очередным шагом станет применение банковских карт при расчетах за выполненные работы и оказанные услуги.

В целях ведения подсистемы учета и отчетности на официальном сайте Управления регулярно публикуется информация об исполнении бюджетов, включающая в себя как информацию о кассовых потоках, так и информацию о состоянии активов, обязательств, финансовом результате деятельности сектора государственного управления, что обеспечивает прозрачность и доступность информации о состоянии государственных финансов Российской Федерации.

Учет бюджетных обязательств - механизм повышения эффективности

бюджетных расходов

На 2012 год перед органами Федерального казначейства была поставлена крайне важная и необходимая для государства, общества и участников бюджетного процесса задача - реализация в полном объеме учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

- Учет бюджетных обязательств – одна из основных функций Федерального казначейства, которая является скорее всего не новой, а забытой старой, - рассказывает заместитель руководителя УФК по Ивановской области Галина Михайловна Солдатова. - С 1999 по 2008 год органами Федерального казначейства осуществлялся учет обязательств по договорам на оказание коммунальных услуг и по аренде имущества, что на тот момент позволило снизить большую кредиторскую задолженность учреждений перед поставщиками.

Принятие бюджетных обязательств является одной из стадий исполнения бюджета по расходам. Поэтому для повышения эффективности планирования и расходования бюджетных средств, Министерство финансов России в сентябре 2008 года утвердило Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Но с 1 января 2009 года и на протяжении трех лет учет бюджетных обязательств в полном объеме обеспечивался только на основании исполнительных документов судебных органов.

С 1 июля 2012 года органы Федерального казначейства осуществляют учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам на основании Сведений о принятом бюджетном обязательстве, что позволяет оперативно фиксировать их превышение над доведенными лимитами бюджетных обязательств. При этом информация о превышении доводится до главного распорядителя и распорядителя, в ведении которого находится получатель, путем направления уведомления для принятия мер по недопущению образования несанкционированной кредиторской задолженности.

Вместе с тем в КоАП РФ готовятся поправки, в соответствии с которыми принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей.

Предоставление максимально гибкого сервиса клиентам – это основной принцип работы органов Федерального казначейства. Поэтому планируется исключить представление ими Сведений о бюджетном обязательстве, обеспечив их формирование органами Федерального казначейства на основании Сведений о государственном контракте, размещенных на Общероссийском официальном сайте.

Система учета бюджетных обязательств позволит заблаговременно получать уникальную и достоверную информацию обо всех принятых бюджетных обязательствах за счет средств федерального бюджета, которую можно будет использовать при разработке проектов федерального бюджета, для анализа его исполнения, а главные распорядители смогут более эффективно оценивать работу подведомственных учреждений по заключению государственных контрактов и договоров, оперативно корректировать выделяемые бюджетные назначения, более точно прогнозировать расходы федерального бюджета.

Современные технологии для передачи важной информации

Отдел доходов УФК по Ивановской области, основной функцией которого являются учет и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, активно участвует во внедрении государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

- С сентября 2011 года в работе нашего отдела появилась новая задача - передача информации о зачислении платежей, направленных физическими и юридическими лицами в оплату государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов, в систему учета начислений и фактов оплаты платежей в бюджеты (УНИФО), - говорит начальник Отдела доходов УФК по Ивановской области Галина Николаевна Грушина. - Данная система является прототипом государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах - ГИС ГМП.

В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определен порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг и возможность их получения гражданами в электронном виде путем создания единого портала государственных услуг. С 1 января 2013 г. у Федерального казначейства и его территориальных органов появятся новые полномочия по созданию, ведению, развитию и обслуживанию этой системы.

Главная цель создания ГИС ГМП – это наличие единого источника сведений о фактах оплаты заявителями платежей при получении государственных и муниципальных услуг. При этом заявителю не надо будет предоставлять документы, подтверждающие оплату.

Нововведение затронет государственные (муниципальные) учреждения, являющиеся администраторами доходов бюджета. Они будут обязаны передавать в ГИС ГМП информацию о начислениях, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги.

В свою очередь кредитные организации, организации почтовой связи будут обязаны незамедлительно направлять в ГИС ГМП информацию об уплате платежей. Важная деталь: кредитные организации и главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов смогут обмениваться информацией об указанных платежах - их начислении и зачислении. Обязанностью органов Федерального казначейства, в том числе отдела доходов как поставщика информации о поступлениях в бюджет, будет являться направление в ГИС ГМП соответствующей информации о платежах. При наличии информации о платежах в ГИС ГМП дополнительное подтверждение уплаты плательщиком платежа за госуслугу не потребуется.

С октября т.г. отдел доходов УФК участвует в подготовительных мероприятиях по реализации законодательства о ГИС ГМП. Отделам доходов управлений Федерального казначейства по субъектам РФ поручено осуществлять контроль за формированием и правильностью заполнения финансовыми органами субъекта РФ Реестров платежей за оказание госуслуг, которые размещены в Единой информационно-аналитической системе сбора и свода отчетности на сайте Минфина России.

Следующим этапом введения ГИС ГМП в действие на территории области будет работа по проверке отделом доходов предоставленных в УФК по Ивановской области пакета документов, заключение договоров присоединения к УНИФО, регистрация заявки участника в ГИС ГМП, а затем – направление в систему сведений о соответствующих платежах.

Условия для добросовестной конкуренции

В настоящий момент одной из важных задач Отдела ведения федеральных реестров УФК является формирование перечня госкорпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий, государственных унитарных предприятий, автономных учреждений, а также разъяснительная работа с заказчиками по вопросам регистрации и размещения сведений о закупках на официальном сайте — www.zakupki.gov.ru.

Данный комплекс задач, по словам начальника отдела Натальи Николаевны Субботиной, решается в рамках выполнения требований Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Для регистрации на официальном сайте необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации.

- Федеральный закон № 223 имеет большую общественную значимость, - продолжает Наталья Субботина. - Он стал очередным шагом на пути к созданию электронного правительства страны, способствуя развитию добросовестной конкуренции, обеспечивая прозрачность в осуществлении закупок. Закон важен как для поставщиков, так и для заказчиков, поскольку устанавливает единые и понятные правила игры, четко прописывая права и обязанности сторон. Основная идея закона о закупках заключается в том, что до начала процесса закупки заказчики обязаны создать собственное положение о закупке, утвердить его и опубликовать в установленном порядке. А затем, естественно, руководствоваться им в своей деятельности.

Положение о закупке — это важнейший документ, регламентирующий закупочную деятельность данного юридического лица. Он содержит полную информацию об организации закупок, в частности — о порядке подготовки и проведения процедур закупки (в т.ч. способов закупки), и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров. А сайт www.zakupki.gov.ru открывает все сведения о закупках потенциальным поставщикам, предоставляя игрокам равные возможности на этом рынке и открывая перспективы для новых участников. По крайней мере, возможность побороться за закупки становится для них сейчас совершенно реальной.

Так что плюсы здесь очевидны, и они явно перевешивают те хлопоты, которые необходимо предпринять сегодня. Необходимость публикации такого большого массива информации и такая открытость позволяют осуществлять контроль за процессом торгов.

Мы надеемся, что потенциальные пользователи сайта не допустят нарушений сроков размещения на официальном сайте информации о закупках и не дадут повода надзорным органам применять к ним санкции за несоблюдение требований закона.

Новации как элемент совершенствования

Казначейская система постоянно совершенствуется, ставя перед казначеями новые цели и задачи, отвечающие требованиям времени. С рядом новшеств, которые предстоит реализовать специалистам УФК по Ивановской области, нас познакомила Юлия Васильевна Макридина, начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов УФК.

- В части новаций кассового обслуживания исполнения бюджетов будет введен новый механизм предоставления из федерального бюджета целевых средств в бюджеты субъектов РФ, который будет действовать наряду с прежним. Такое решение принято в целях более эффективного использования средств федерального и региональных бюджетов. Средства будут предоставляться в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам. В данном случае территориальные органы Федерального казначейства, в том числе УФК по Ивановской области, будут исполнять полномочия получателей средств федерального бюджета, а затем перечислять субсидии, субвенции и иные межбюджетные траснферты в региональные бюджеты. Поступившие целевые средства будут учитываться в составе доходов бюджета субъекта РФ.

Стоит отметить, что зачастую именно целевые средства являются одним из источников пополнения ликвидности счетов региональных бюджетов. В связи с чем Федеральное казначейство предусмотрело дополнительные инструменты для поддержания ликвидности их счетов.

Один из инструментов – это предоставление Федеральным казначейством с 1 января 2013 г. краткосрочных бюджетных кредитов региональным и местным бюджетам на пополнение остатков средств на их счетах. Бюджетные кредиты будут предоставляться в пределах 1/12 объема доходов бюджета заемщика на срок не более 30 дней по ставке, установленной законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Следующий инструмент, который предстоит реализовать в новом году - механизм пополнения счетов региональных и местных бюджетов за счет остатков средств бюджетных и автономных учреждений.

В связи с реализацией Федерального закона № 83-ФЗ и переходом к обеспечению работы бюджетных и автономных учреждений за счет предоставления им субсидий возникает дефицит свободного остатка средств на счетах бюджетов. Вместе с тем средства на счетах бюджетных и автономных учреждений не расходуются одномоментно, образуя вместе с приносящей доход деятельностью большие «неработающие» остатки. Этот остаток можно сделать «работающим», если использовать его вместо банковских кредитов для покрытия временных кассовых разрывов в бюджете. Минфин России и Федеральное казначейство разработали Порядок перечисления остатков средств региональных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений в соответствующие бюджеты с последующим их возвратом в конце года.

Из основных задач, стоящих перед органами Федерального казначейства на 2013 год в части реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует отметить перевод с 1 января 2013 года на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с проектом Порядка, разработанным Федеральным казначейством, кассовое обслуживание бюджетов территориальных фондов ОМС будет осуществляться с открытием и ведением лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а сводная информация об исполнении их бюджетов будет направляться не только Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, но и финансовым органам субъектов РФ в целях своевременного доведения субсидий до территориальных фондов ОМС и последующего перечисления денежных средств медицинским учреждениям.

Современные технологии на службе казначейства

Анализируя вехи информационно-технического развития УФК по Ивановской области, можно сказать, что за 20 лет была проделана действительно масштабная работа. О том, с чего все начиналось и какова нынешняя ситуация, рассказывает начальник Отдела информационных систем УФК Михаил Геннадьевич Каманин.

- Если рассматривать процесс информатизации с момента создания УФК по Ивановской области, можно отметить, что все начиналось с 8 рабочих станций, работавшиъ автономно друг от друга. В настоящее время – это крупные комплексы обработки информации с централизованными базами данных.

С развитием локальных вычислительных сетей развивались и системы электронного обмена документами, усложнялись разработки программных средств, все активнее применялись новые технологии.

В 2005 году стартовала программа «Модернизация казначейской системы», которая ставила задачи создания единообразной технической структуры, единой технологической базы, единой базы обработки информации.

С введением новых технологий расширяется круг задач, ориентированных на предоставление услуг - как внутренним, так и внешним пользователям.

Так, были внедрены централизованно разработанные программные комплексы обработки данных, и в 2005 году мы перешли на новый программный продукт «Центр-КС». А для сокращения времени доставки и обработки документов организаций-пользователей сервисов, предоставляемых казначейством, была создана Система электронного документооборота Федерального казначейства (СЭД) с применением юридически значимой электронной подписи.

В 2011 году знаковым стал переход на новый программный комплекс «Автоматизированная система Федерального казначейства» (АСФК). Вместе с АСФК пришло понятие Системы удаленного финансового документооборота (СУФД), где был применен новый подход к обслуживанию клиентов – портальное решение, не требующее установки клиентского места на рабочую станцию пользователя, достаточно выхода в Интернет. Данное решение позволяет достичь сокращения затрат на обслуживание системы как Федеральному казначейству, так и его клиентам.

Создаются и новые системы обработки, хранения и предоставления данных, ориентированные на широкую общественную сферу, где пользователями являются не только специалисты финансовых институтов государства, но и граждане, желающие знать о структуре и направленности финансовых потоков бюджетов бюджетной системы. Такой системой является аналитическая система Ключевых Показателей Эффективности (КПЭ). Главная ее цель - повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений. С 2010 года в систему КПЭ поступают данные из учетных систем Управлений Федерального казначейства. Этими данными могут воспользоваться и финансовые органы, и органы государственной власти, и распорядители средств бюджетов для проведения финансового анализа.

Применяемые механизмы и технологии позволяют создавать уже не просто системы обработки данных, а системы аналитических показателей. Это приводит к построению и новой системы их обслуживания, в которой требуется не просто сотрудник, способный урегулировать ту или иную проблему, а специалисты, обладающие аналитическими способностями и знанием технологий.

Врезка

История российского казначейства началась еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея, должностного лица княжеской или боярской администрации – хранителя княжеских ценностей, или казны.

В XV веке, во времена царствования Ивана III, с расширением границ государства и его укреплением росла казна. Так появились казенные дворы. В 1710 году, во времена Петра I, создается Казначейская контора, просуществовавшая до 1742 года.

Следующий этап развития казначейства приходится на эпоху правления Екатерины II. Тогда впервые была определена должность уездного казначея. А сохранение казны стало делом государственной важности. Реформы Александра I стали очередным этапом развития системы. Во второй половине XIX века реализуются принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов становится открытой.

Роль казначейства в связи с ростом доходов и расходов страны заметно усиливается в начале XX века. С 1918 года казначейство была расформировано, а его функции стали выполнять другие финансовые органы страны.

Началом нового этапа развития российского казначейства является 8 декабря 1992 год, когда вышел указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о создании федерального казначейства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру