Благодаря развитию современных информационных технологий любая вещь может быть подана и как величайшее зло, и как величайшее благо. В фильме «Москва слезам не верит» один из героев уверенно говорил, что в ближайшем будущем не будет ни книг, ни газет, ни театров, ни кино, - одно сплошное телевидение…
Воздействие телевидения на человеческую психику, особенно подростковую - серьезнейшая проблема, не только психологическая, но и культурологическая, связанная с самоидентификацией личности в глобальном мире, в котором превалируют уже совсем не традиционные ценности. В связи с этим вышедшая в 2013 году в Иванове монография «Взаимосвязь жанра телевизионных передач с индивидуальными психологическими качествами личности (на примере подростков)» представляет несомненный интерес. Ее автор Мария Сергеевна Ракова - главный редактор и директор еженедельника «МК в Иванове», член Союза журналистов России. С отличием окончила Институт управления (г. Архангельск), после завершения обучения в Ивановском филиале получив документ специалиста-управленца, и Ивановский государственный университет со вторым «красным» дипломом психолога.
Как отмечается в монографии, «сразу же после своего появления телевидение стремительно захватило весь мир, превратив основные мировые культуры в «телекультуры». За десять лет только в США (с 1940-х по 1950-е гг.) число телевизоров в американских семьях выросло в тысячу раз, в основном это происходило в семьях с детьми. Американские ученые начали сравнивать телевидение с ролью церкви в жизни людей в средние века. Телевидение с его ток-шоу, новостями и спортивными репортажами, «мыльными операми» и боевиками превратилось для современного человека в рассказчика-балагура и клоуна. Но также – и в культовое средоточие жизни, задающее ритм дня, представляющее шаблоны для практической жизни, расширяющее ограниченный кругозор, связывающее индивида с человечеством и внушающее даже беднейшим из бедных ощущение личного участия в ходе общей жизни. Сила влияния телевидения увеличивается по мере доступа к этому каналу коммуникации и его популярности в обществе, степень которой варьируется в разных странах мира».
Автор приводит интересные примеры воздействия телевидения на людей не только из российской, но и американской действительности: «Эксперимент, проведенный американской газетой, предложившей наугад 120 семьям по пятьсот долларов за то, чтобы они в течение месяца не смотрели телевизор, убедительно показал власть телевидения над обществом: 93 семьи (73%) отказались от этого предложения как невозможного».
Мария Ракова не обходит «острых углов», давая оценку современному российскому телевидению, которое «делает ставку на эпатаж, запугивание, страх. Откровенная демонстрация трупов, людей с пороками и извращенной, больной психикой (педофилов, каннибалов, гомосексуалистов, проституток и бомжей) программируют зрителей на аналогичное извращенное восприятие мира, подталкивают к моделированию в своей жизни аналогичных ситуаций, культивированию своих самых худших психологических проявлений». Как справедливо отмечает автор, «между тем международные психологические исследования уже давно показали, что насилие, отображаемое в СМИ, ведет к непродолжительному, но резкому повышению уровня насилия в обществе». И как итог этого: «телевидение в последние годы перестало играть какую-либо роль в формировании позитивного мировоззрения россиян, моральных и нравственных норм. Из четырех основных функций СМИ (информировать; воспитывать и социализировать; развлекать и объединять общество) российские СМИ в основном развлекают или пугают».
В монографии обращается внимание на то, что «насилие в телепередачах оказывает самое сильное воздействие на эмоционально восприимчивых людей, и особенно детей, поскольку ими воспринимается как реальность. Дети не понимают, что на экране актеры, а не реальные люди. Поэтому для ребенка смерть на экране всегда является сильнейшим потрясением. Психологи и психиатры, работающие с детьми, говорят, что все эти сцены насилия и ужаса, увиденные на экране, отражаются в сознании детей и возвращаются к ним вновь и вновь в ночных кошмарах». Автор подчеркивает, что «склонность к имитации, подражанию у детей и подростков очевидна. Она проявляется в стремлении подражать во всем понравившемуся телегерою книги или газетной статьи. Опасно, когда примером для подражания становится антисоциальный герой».
Телевидение несет ребенку и подростку и другие проблемы: «Множество исследований, посвященных взаимосвязи между неумеренным потреблением телевидения и успеваемостью в школе, подчеркивают отрицательное влияние телевидения на самостоятельное творческое усвоение школьной программы, умение считать, писать, понимать абстрактные связи в математике, самостоятельно думать и применять простейшие мыслительные операции в новой ситуации, понимать речь учителя на слух».
Свое исследование, подкрепленное материалами тестирований школьников, Мария Ракова завершает выводом, с которым трудно не согласиться: «Безусловно, ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" - это шаг, мы видим, что общество обратило внимание на проблему. Но так ли велик этот шаг, когда в законе человек в возрасте до 18 лет остается ребенком? Не возникнет ли обратный эффект, что «запретный плод» будет самым востребованным? На сегодняшний день ответить точно мы не можем, но ясно одно: влияние телевидения и информации, которую оно выдает, очень велико. Но также следует помнить, что ни одна цензура в мире нам не воспитает достойное поколение, если мы сами своим примером не будем показывать детям, какие фильмы и передачи лучше смотреть, от чего в этой жизни можно получать нравственное и эстетическое удовольствие. Мы смогли обозначить и рассмотреть проблему, а право выбора всегда остается за родителями».