Опасности «голубого экрана»

Для многих современных людей телевидение становится заменителем реальности. Лишенные возможности переживать нечто настоящее в повседневной действительности, они предпочитают жить чужой жизнью, самые разные формы которой щедро показывает «голубой экран»

Он рисует для широких масс те образы, которые моделируют их поведение.

Для многих современных людей телевидение становится заменителем реальности. Лишенные возможности переживать нечто настоящее в повседневной действительности, они предпочитают жить чужой жизнью, самые разные формы которой щедро показывает «голубой экран»

Благодаря развитию современных информационных технологий любая вещь может быть подана и как величайшее зло, и как величайшее благо. В фильме «Москва слезам не верит» один из героев уверенно говорил, что в ближайшем будущем не будет ни книг, ни газет, ни театров, ни кино, - одно сплошное телевидение…

Воздействие телевидения на человеческую психику, особенно подростковую - серьезнейшая проблема, не только психологическая, но и культурологическая, связанная с самоидентификацией личности в глобальном мире, в котором превалируют уже совсем не традиционные ценности. В связи с этим вышедшая в 2013 году в Иванове монография «Взаимосвязь жанра телевизионных передач с индивидуальными психологическими качествами личности (на примере подростков)» представляет несомненный интерес. Ее автор Мария Сергеевна Ракова - главный редактор и директор еженедельника «МК в Иванове», член Союза журналистов России. С отличием окончила Институт управления (г. Архангельск), после завершения обучения в Ивановском филиале получив документ специалиста-управленца, и Ивановский государственный университет со вторым «красным» дипломом психолога.

Как отмечается в монографии, «сразу же после своего появления телевидение стремительно захватило весь мир, превратив основные мировые культуры в «телекультуры». За десять лет только в США (с 1940-х по 1950-е гг.) число телевизоров в американских семьях выросло в тысячу раз, в основном это происходило в семьях с детьми. Американские ученые начали сравнивать телевидение с ролью церкви в жизни людей в средние века. Телевидение с его ток-шоу, новостями и спортивными репортажами, «мыльными операми» и боевиками превратилось для современного человека в рассказчика-балагура и клоуна. Но также – и в культовое средоточие жизни, задающее ритм дня, представляющее шаблоны для практической жизни, расширяющее ограниченный кругозор, связывающее индивида с человечеством и внушающее даже беднейшим из бедных ощущение личного участия в ходе общей жизни. Сила влияния телевидения увеличивается по мере доступа к этому каналу коммуникации и его популярности в обществе, степень которой варьируется в разных странах мира».

Автор приводит интересные примеры воздействия телевидения на людей не только из российской, но и американской действительности: «Эксперимент, проведенный американской газетой, предложившей наугад 120 семьям по пятьсот долларов за то, чтобы они в течение месяца не смотрели телевизор, убедительно показал власть телевидения над обществом: 93 семьи (73%) отказались от этого предложения как невозможного».

Мария Ракова не обходит «острых углов», давая оценку современному российскому телевидению, которое «делает ставку на эпатаж, запугивание, страх. Откровенная демонстрация трупов, людей с пороками и извращенной, больной психикой (педофилов, каннибалов, гомосексуалистов, проституток и бомжей) программируют зрителей на аналогичное извращенное восприятие мира, подталкивают к моделированию в своей жизни аналогичных ситуаций, культивированию своих самых худших психологических проявлений». Как справедливо отмечает автор, «между тем международные психологические исследования уже давно показали, что насилие, отображаемое в СМИ, ведет к непродолжительному, но резкому повышению уровня насилия в обществе». И как итог этого: «телевидение в последние годы перестало играть какую-либо роль в формировании позитивного мировоззрения россиян, моральных и нравственных норм. Из четырех основных функций СМИ (информировать; воспитывать и социализировать; развлекать и объединять общество) российские СМИ в основном развлекают или пугают».

В монографии обращается внимание на то, что «насилие в телепередачах оказывает самое сильное воздействие на эмоционально восприимчивых людей, и особенно детей, поскольку ими воспринимается как реальность. Дети не понимают, что на экране актеры, а не реальные люди. Поэтому для ребенка смерть на экране всегда является сильнейшим потрясением. Психологи и психиатры, работающие с детьми, говорят, что все эти сцены насилия и ужаса, увиденные на экране, отражаются в сознании детей и возвращаются к ним вновь и вновь в ночных кошмарах». Автор подчеркивает, что «склонность к имитации, подражанию у детей и подростков очевидна. Она проявляется в стремлении подражать во всем понравившемуся телегерою книги или газетной статьи. Опасно, когда примером для подражания становится антисоциальный герой».

Телевидение несет ребенку и подростку и другие проблемы: «Множество исследований, посвященных взаимосвязи между неумеренным потреблением телевидения и успеваемостью в школе, подчеркивают отрицательное влияние телевидения на самостоятельное творческое усвоение школьной программы, умение считать, писать, понимать абстрактные связи в математике, самостоятельно думать и применять простейшие мыслительные операции в новой ситуации, понимать речь учителя на слух».

Свое исследование, подкрепленное материалами тестирований школьников, Мария Ракова завершает выводом, с которым трудно не согласиться: «Безусловно, ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" - это шаг, мы видим, что общество обратило внимание на проблему. Но так ли велик этот шаг, когда в законе человек в возрасте до 18 лет остается ребенком? Не возникнет ли обратный эффект, что «запретный плод» будет самым востребованным? На сегодняшний день ответить точно мы не можем, но ясно одно: влияние телевидения и информации, которую оно выдает, очень велико. Но также следует помнить, что ни одна цензура в мире нам не воспитает достойное поколение, если мы сами своим примером не будем показывать детям, какие фильмы и передачи лучше смотреть, от чего в этой жизни можно получать нравственное и эстетическое удовольствие. Мы смогли обозначить и рассмотреть проблему, а право выбора всегда остается за родителями».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру